5

- Существовало понятие цдака - пожертвование, милостыня.

Каждый, имеюший доход, по еврейским этическим, религиозным и

юридическим нормам обязан был вносит в общественную копилку

десятую часть - с урожая, скота, капитала.

А в Торе есть клаль-заклинание, указание

- Оказывай уважение старшим. Это общее правило, которое

не расшифровывае сколько, когда и каким образом. потому уже на

протяжении всей своей длинной истории в еврейских общинах

складывались определенные юридические нормы взаимоотношений.

- Как, юридические? Без государства?

- В этом вся уникальность еврейского права, что оно су-

ществовало и развивалось все эти две тысячи лет в недрах ев-

рейских общин.

- И правители разрешали?

- Им было так удобнее собирать налоги, контактируя с ру-

ководителями общины, а не с тысячами или десятками тысяч нало-

гоплательщиков. А высокая степень организованности евреев да-

вали стабильный доход царям и монархам и в Испании, и в Герма-

нии, и в Польше, и в России.

Здесь автор не может не удержаться от попутного замеча-

ния. С первых же дней жизни на Земле Обетованной ты прямо-таки

физически ощущаешь эту заботу о пожилых. Здесь это возведено в

ранг какого-то особенного ритуала. И меня, проживщего большую

часть жизни в другой обстановке - с одной декларированного,

печатаемого и пказываемого, а с другой по существу презритель-

ного отнощения к старости, как к чему-то отжившему, отработан-

ному, ненужному, баласту, мещаюшему идти к высотам коммунизма,

это раздражало, да и сейчас порой злит - вот, набилось полный

автобус старух и сатириков, сидели бы лучше по домам..., когда

мне надо на работу ехать...

Это с одной стороны.

А с другой, если заглянуть самому себе в душу и примерить

на себя этот пенсионерский костюм, то поди ж ты, всх выглядит

не так уж и плохо. Пять лет уже отработал, осталось ещё десять

для пенсии по израильским законам. Нельзя сказать, что угото-

вана богатая и шикарная жизнь, но если сравнивать... то поряд-

ка на два-три, а может быть и больше, что мне было уготовано.

Уж не вспоминая тех полузабытых и вконец обшарпанных

соцсобесовских коридоров, от которых за версту несло такой

безнадёгой, что и передать невозможно.


Но это так, отвлёкся в сторону.

«В таком существенном для человеческих взаимотношений воп-

росе,-продолжает ученый,- как имущественно-собственнические отношения

говоритс, что еврейское право принципиально и недвусмысленно отвергает

всякого рода порабощение должника для ренализации прав кредитора.

Столь же недвусмысленно определеяются и властные полномо-

чия членов еврейской общины.

Так, например в середине 17 века дискутировался философский вопрос о количестве и качестве подношений при выборе старейшин общины.

Что важнее при учёте права голоса, чей голос весомее,

важнее - бедняка с мизерным доходом или богача-миллиардера,

переводя на наши реалии. Все ли голоса имеют одинкаковый

вес: богача и бедняка.

И вот как отвечал триста пятьдесят лет назад Менаше-Мендл

Крохмал в книге вопросы и ответы.

Когда представитель знатных утверждал, что раз они, бога-

тые вносят значительно большие суммы, чем бедные в абсолютном

значении, финансируют расходы общины, то как можно их голос

приравнять к голосу бедняка?

И средневековый мыслитель представил следуюшее возражение:

- Что, если предоставить преимущество в избирательной кампании тому, кто сделал более богатое подношение -пожертвование, то в таком случае, лишенные права свободного волеизъявления массы бедняков завопят... как можно лишить их права голоса,

других прав, когда они исправно платят налоги и вносят свою

долю в общественную казну.

И хотя богатые вносят значительно больше, зато бедняку намного

сравнительно с ними труднее вносить свою скромную долю, чем

богачам свою.

Бедняку приходится по образному выражению Крохмаля более

затруднять свою душу, чтобы раздобыть свое хлебное приношение

поэтому и в Библии указано слово "нефеш"- "душа" это же понятие

"труд души" употребляется и когда речь идет о наемном работнике

в книге "Второзаконие" (24.15)ю

В тот же день отдай плату его, ибо он беден и к этому

стремится душа его.

(А мне несчастные 100 долларов больничных задержали аж на три

месяца). В ином положении богатый - он вносит намного меньшую

толику из своего дохода, из того что у него имеется безо всяких

хлопот вносит, то есть, жертвует.

Ссылаются древние мудрецы на ещё более старинную притчу о

жертвоприношении Б-гу: богатым и знатным была принесена жертва для

сожжения из крупного рогатого скота, а бедным - из птицы.

Один дал много - другой мало. Но для Б-га, делают умозаключение Знатоки Торы, эти обе жертвы равноценны или даже жертва

птицы более весома.

И комментарий: в первом стихе второй

главы Левит читаем: "когда душа(кто-либо) пожелает принести

жертву хлебного приношения Господу...; что средневековый Мудрец

Раши комментирует: "Применительно ко всем доброхотным жертва

не сказано "душа", но только применительно к хлебному приношнию. Кто

обычно делает доброхотную милостыню хлебом? Неимущий

бедняк. "И сказал Святой, благословен Он: "Я зачту это ему,

как если бы он принес в жертву свою душу"(Менахот, 1046).

И еще такая притча с резонами: Богатая больная женщина перед смертью завещала имущество своё общине на бедных.

Доброе дело. Однако, у неё был бедный родственник, дочь

которого собиралась замуж и у неё не было приданного.

И вот этически-правовой вопрос: когда есть законный наследник

и он беден, и поведение его безупречно, аморально передавать

наследство другим.

Тем не, менее все это не может служить причиной аннулирования

подарка, завещания если он уже сделан и свидетельствует лишь о

том, что старуха, может быть, сделала это назло, за какую-нибудь

мелкую обиду.

Древнееврейский мудрец рабби Шимеон Дуран, опираясь на еврейскую традицию и право, говорит, что завещание имеет законную

силу, но огорчительно, что оно сделано, так как есть в нём моральный изъян...

Однако, далее, следуя еврейской традиции идёт новый парадоксальный поворот мысли.

Завещание должно быть аннулировано и у него нет законной

силы и наследник - бедный родственник...

8

Но давайте спустимся с горы Кармель и от высоких научных материй перейдем к жизненно-насущным вопросам нашей бренной жизни.

Корр: Когда я вижу эти буквы "БА"М" в названии вашей фирмы то меня это насторажзивает - ( общество с ог-

раниченой ответственностью), то всегда

думаю, что это частное предприятие с балабайтом-хозяином, цель которого

получения дохода... Вы что получаете прибыль из моих сбережений на мою пенсию?

Хагай: Наше учреждение называется "малкали", что это малкали?

Это «мосад ло каванот реваха», то есть учреждения не для зарабатывания денег, без намерения прибыли. Мы - общественная

организация и если и есть какой то доход, то это возврашается на твой счёт.

Наше учреждение во владении, формальном, Объединения профсоюзов - Гистадрута и начальники руководители – это совет директоров - руководители больших предприятий, например, в Совете начальников есть директор авиапромышленности или

начальник объединения производителей или председатель Гистадрута…

Совет директоров это общественная организация, не частная, как

скажем страховое общество, цель которого получение дохода.

У которой если есть доход, то она может забрать себе, дать работникам больше зарплаты, у нас нет такого.

У нас глава совета директоров, управляющие получают зарплаату. Но бонусы, дивиденды - нет такого.

Так что ещё раз подчёркиваю - мы - это фирма , что называется организация без дохода - .

Корр: Я приехал из коммунистической страны и у меня, естественно, ментальность определенная, подходы, точки зрения,

воспитание оттуда...

9


Хагай: Я тоже воспитан в похожей системе, я киббуцник...

Корр: Кстати, а начальник всех киббуцев тоже в вашем совете директоров?

Хагай: Пока что нет, не в мивтахим. Но много киббуцев-

члены Фонда пенсий и делают взносы.

Корр: Как проходит информация снизу- вверх и сверху, от вас вниз к рабочим, членам пенсионного фонда? Есть, наверное, встречи с хозяевами, мелкими начальниками, конфренции, газеты печатают разные сообщения... Ведь в стране почти пятая часть населения "безъязыкие", которые с трудом по буквам разбирают слова...

Хагай: Ты спросил вопрос очень правильный и очень

тяжелый, но справедливый.

Если на какой-то заводик или в гараж попал оле ходаш,

эмигрант, один, или два, скажем в промзоне Кирьят Ата и

завод этот в мивтахим- гистадрут не входит, или хозяин необразован и не знает законодательства, или знает,

но не объяснит специально его истинные права и обязанности...то ничего неподелаешь. Но, если на его счастье, молодой парень такой же оле ходаш приходит на предприятие HIGHTECK - высоких технологий и там всё упорядочено во всех смыслах и нет нарушений. Есть там начальник отдела кадров, доходной части и

зарплаты и ему там скажут:

- Послушай: ты еще не очень хорошо знаешь иврит и мы

включаем тебя в мивтахим - пенсионный фонд.

Будь уверен, поверь нам, что это хорошо и нужно тебе.

Мы изучаем и знаем все возможности и альтеранативы в стране на таких заводах и систематически, раз в месяц, раз в пять недель посылаем туда наших людей и объясняем про фонд пенсий.

Раз или два в месяц подключаем людей что постоянно

здесь работают, что знают русский и они там объясняет на

русском.

Но есть проблемы на заводах маленьких...которые нашим не-

большим штатом не охватить.

Но если ты хочешь широко это осветить, то можешь сказать, что

на каждом предприятии есть опция у рабочего прийти к нам и не афишируя себя, чтобы хозяин или начальник на госпредприятии не причинил вреда простому рабочему.

Здесь есть у нас на Герцеля сотрудница Рина, которая хо-

рошо говорит по русски и может всё толково объяснить.


Анатолий Драган


Hosted by uCoz