5
- Существовало понятие цдака - пожертвование, милостыня.
Каждый, имеюший доход, по еврейским этическим, религиозным и
юридическим нормам обязан был вносит в общественную копилку
десятую часть - с урожая, скота, капитала.
А в Торе есть клаль-заклинание, указание
- Оказывай уважение старшим. Это общее правило, которое
не расшифровывае сколько, когда и каким образом. потому уже на
протяжении всей своей длинной истории в еврейских общинах
складывались определенные юридические нормы взаимоотношений.
- Как, юридические? Без государства?
- В этом вся уникальность еврейского права, что оно су-
ществовало и развивалось все эти две тысячи лет в недрах ев-
рейских общин.
- И правители разрешали?
- Им было так удобнее собирать налоги, контактируя с ру-
ководителями общины, а не с тысячами или десятками тысяч нало-
гоплательщиков. А высокая степень организованности евреев да-
вали стабильный доход царям и монархам и в Испании, и в Герма-
нии, и в Польше, и в России.
Здесь автор не может не удержаться от попутного замеча-
ния. С первых же дней жизни на Земле Обетованной ты прямо-таки
физически ощущаешь эту заботу о пожилых. Здесь это возведено в
ранг какого-то особенного ритуала. И меня, проживщего большую
часть жизни в другой обстановке - с одной декларированного,
печатаемого и пказываемого, а с другой по существу презритель-
ного отнощения к старости, как к чему-то отжившему, отработан-
ному, ненужному, баласту, мещаюшему идти к высотам коммунизма,
это раздражало, да и сейчас порой злит - вот, набилось полный
автобус старух и сатириков, сидели бы лучше по домам..., когда
мне надо на работу ехать...
Это с одной стороны.
А с другой, если заглянуть самому себе в душу и примерить
на себя этот пенсионерский костюм, то поди ж ты, всх выглядит
не так уж и плохо. Пять лет уже отработал, осталось ещё десять
для пенсии по израильским законам. Нельзя сказать, что угото-
вана богатая и шикарная жизнь, но если сравнивать... то поряд-
ка на два-три, а может быть и больше, что мне было уготовано.
Уж не вспоминая тех полузабытых и вконец обшарпанных
соцсобесовских коридоров, от которых за версту несло такой
безнадёгой, что и передать невозможно.
Но это так, отвлёкся в сторону.
«В таком существенном для человеческих взаимотношений воп-
росе,-продолжает ученый,- как имущественно-собственнические отношения
говоритс, что еврейское право принципиально и недвусмысленно отвергает
всякого рода порабощение должника для ренализации прав кредитора.
Столь же недвусмысленно определеяются и властные полномо-
чия членов еврейской общины.
Так, например в середине 17 века дискутировался философский вопрос о количестве и качестве подношений при выборе старейшин общины.
Что важнее при учёте права голоса, чей голос весомее,
важнее - бедняка с мизерным доходом или богача-миллиардера,
переводя на наши реалии. Все ли голоса имеют одинкаковый
вес: богача и бедняка.
И вот как отвечал триста пятьдесят лет назад Менаше-Мендл
Крохмал в книге вопросы и ответы.
Когда представитель знатных утверждал, что раз они, бога-
тые вносят значительно большие суммы, чем бедные в абсолютном
значении, финансируют расходы общины, то как можно их голос
приравнять к голосу бедняка?
И средневековый мыслитель представил следуюшее возражение:
- Что, если предоставить преимущество в избирательной кампании тому, кто сделал более богатое подношение -пожертвование, то в таком случае, лишенные права свободного волеизъявления массы бедняков завопят... как можно лишить их права голоса,
других прав, когда они исправно платят налоги и вносят свою
долю в общественную казну.
И хотя богатые вносят значительно больше, зато бедняку намного
сравнительно с ними труднее вносить свою скромную долю, чем
богачам свою.
Бедняку приходится по образному выражению Крохмаля более
затруднять свою душу, чтобы раздобыть свое хлебное приношение
поэтому и в Библии указано слово "нефеш"- "душа" это же понятие
"труд души" употребляется и когда речь идет о наемном работнике
в книге "Второзаконие" (24.15)ю
В тот же день отдай плату его, ибо он беден и к этому
стремится душа его.
(А мне несчастные 100 долларов больничных задержали аж на три
месяца). В ином положении богатый - он вносит намного меньшую
толику из своего дохода, из того что у него имеется безо всяких
хлопот вносит, то есть, жертвует.
Ссылаются древние мудрецы на ещё более старинную притчу о
жертвоприношении Б-гу: богатым и знатным была принесена жертва для
сожжения из крупного рогатого скота, а бедным - из птицы.
Один дал много - другой мало. Но для Б-га, делают умозаключение Знатоки Торы, эти обе жертвы равноценны или даже жертва
птицы более весома.
И комментарий: в первом стихе второй
главы Левит читаем: "когда душа(кто-либо) пожелает принести
жертву хлебного приношения Господу...; что средневековый Мудрец
Раши комментирует: "Применительно ко всем доброхотным жертва
не сказано "душа", но только применительно к хлебному приношнию. Кто
обычно делает доброхотную милостыню хлебом? Неимущий
бедняк. "И сказал Святой, благословен Он: "Я зачту это ему,
как если бы он принес в жертву свою душу"(Менахот, 1046).
И еще такая притча с резонами: Богатая больная женщина перед смертью завещала имущество своё общине на бедных.
Доброе дело. Однако, у неё был бедный родственник, дочь
которого собиралась замуж и у неё не было приданного.
И вот этически-правовой вопрос: когда есть законный наследник
и он беден, и поведение его безупречно, аморально передавать
наследство другим.
Тем не, менее все это не может служить причиной аннулирования
подарка, завещания если он уже сделан и свидетельствует лишь о
том, что старуха, может быть, сделала это назло, за какую-нибудь
мелкую обиду.
Древнееврейский мудрец рабби Шимеон Дуран, опираясь на еврейскую традицию и право, говорит, что завещание имеет законную
силу, но огорчительно, что оно сделано, так как есть в нём моральный изъян...
Однако, далее, следуя еврейской традиции идёт новый парадоксальный поворот мысли.
Завещание должно быть аннулировано и у него нет законной
силы и наследник - бедный родственник...
8
Но давайте спустимся с горы Кармель и от высоких научных материй перейдем к жизненно-насущным вопросам нашей бренной жизни.
Корр: Когда я вижу эти буквы "БА"М" в названии вашей фирмы то меня это насторажзивает - ( общество с ог-
раниченой ответственностью), то всегда
думаю, что это частное предприятие с балабайтом-хозяином, цель которого
получения дохода... Вы что получаете прибыль из моих сбережений на мою пенсию?
Хагай: Наше учреждение называется "малкали", что это малкали?
Это «мосад ло каванот реваха», то есть учреждения не для зарабатывания денег, без намерения прибыли. Мы - общественная
организация и если и есть какой то доход, то это возврашается на твой счёт.
Наше учреждение во владении, формальном, Объединения профсоюзов - Гистадрута и начальники руководители – это совет директоров - руководители больших предприятий, например, в Совете начальников есть директор авиапромышленности или
начальник объединения производителей или председатель Гистадрута…
Совет директоров это общественная организация, не частная, как
скажем страховое общество, цель которого получение дохода.
У которой если есть доход, то она может забрать себе, дать работникам больше зарплаты, у нас нет такого.
У нас глава совета директоров, управляющие получают зарплаату. Но бонусы, дивиденды - нет такого.
Так что ещё раз подчёркиваю - мы - это фирма , что называется организация без дохода - .
Корр: Я приехал из коммунистической страны и у меня, естественно, ментальность определенная, подходы, точки зрения,
воспитание оттуда...
9
Хагай: Я тоже воспитан в похожей системе, я киббуцник...
Корр: Кстати, а начальник всех киббуцев тоже в вашем совете директоров?
Хагай: Пока что нет, не в мивтахим. Но много киббуцев-
члены Фонда пенсий и делают взносы.
Корр: Как проходит информация снизу- вверх и сверху, от вас вниз к рабочим, членам пенсионного фонда? Есть, наверное, встречи с хозяевами, мелкими начальниками, конфренции, газеты печатают разные сообщения... Ведь в стране почти пятая часть населения "безъязыкие", которые с трудом по буквам разбирают слова...
Хагай: Ты спросил вопрос очень правильный и очень
тяжелый, но справедливый.
Если на какой-то заводик или в гараж попал оле ходаш,
эмигрант, один, или два, скажем в промзоне Кирьят Ата и
завод этот в мивтахим- гистадрут не входит, или хозяин необразован и не знает законодательства, или знает,
но не объяснит специально его истинные права и обязанности...то ничего неподелаешь. Но, если на его счастье, молодой парень такой же оле ходаш приходит на предприятие HIGHTECK - высоких технологий и там всё упорядочено во всех смыслах и нет нарушений. Есть там начальник отдела кадров, доходной части и
зарплаты и ему там скажут:
- Послушай: ты еще не очень хорошо знаешь иврит и мы
включаем тебя в мивтахим - пенсионный фонд.
Будь уверен, поверь нам, что это хорошо и нужно тебе.
Мы изучаем и знаем все возможности и альтеранативы в стране на таких заводах и систематически, раз в месяц, раз в пять недель посылаем туда наших людей и объясняем про фонд пенсий.
Раз или два в месяц подключаем людей что постоянно
здесь работают, что знают русский и они там объясняет на
русском.
Но есть проблемы на заводах маленьких...которые нашим не-
большим штатом не охватить.
Но если ты хочешь широко это осветить, то можешь сказать, что
на каждом предприятии есть опция у рабочего прийти к нам и не афишируя себя, чтобы хозяин или начальник на госпредприятии не причинил вреда простому рабочему.
Здесь есть у нас на Герцеля сотрудница Рина, которая хо-
рошо говорит по русски и может всё толково объяснить.
Анатолий Драган