Мои года - моё богатство
На работе приключилось недоразумение - больничные где-то
затерялись в бюрократических лабиринтах нашего маленького
государства:
- Получишь в начале следующей недели,- говорит секретарша.
Дожидаюсь начала следующей, и ещё следуюшей, и ещё...
Наконец, берут сомнения и я снова выясняю, стесняясь, надо-
едаю вечно занятой Рахели.
- Да это мивтахим виноваты.
Слово новое, неясное. мои познания в наречии Иисуса
Христа не так уж и обширны, ищу в словаре и нахожу - прибежи-
ще, надёжное место...
Короче, пенсионный фонд Израиля.
С трудом нашел это слово в огромном телефонном справочнике,
на 800 с лишним тончайших страниц убористого текста петитом
координаты, позвонил.
Как - то неожиданно сразу соединили с начальником
Хайфского регионального управления Хагаем Эфратом.
- Ну что ж ты раньше не позвонил или не зашёл, у нас есть
сотрудник который свободно говорит на русском и всё бы реши-
лось намного быстрее...
Встретив такой приём, решил проявить немножко журна-
листской напористости, которая кажется ещё не совсем выветри-
лась за несколько лет дисквалификации и попросил дать интервью:
- Наверное подобные проблемы встречаются и других эмигрантов,
(репатриантов по-еврейски).
Пожалуйста, нет вопросов.
2
Через несколько дней прихожу в современную не очень высо-
кую, этажей эдак 6-7 стеклобетонную башенку и поднимаюсь на
третий этаж.
Корр: Да, так давай с самого начала - что это мивтахим -
пенсионный фонд?
Хагай: Нет, сначала, доброе утро.
Значит так - действительно, мивтахим - это пенсионный фонд,
у которого три основные задачи: аккумулировать средства на пенсии
по старости, пенсии по инвалидности и пенсии на случай смерти,
не дай Б-г. Родственники члена нашего фонда имеют право на пенсию,
если случается что-нибудь, не дай Б-г. В нашем фонде сегодня числится около 450 тысяч членов - работающих и более 550 тысяч, не работаю-
щих.
- Это во всём Ираиле или только в Хайфе?
- В Израиле.
- А в Хайфе?
- Здесь ведём речь идет о 30 тысячах, которые работают в среднем
на 1000 предприятий. Диапазон производств самый широкий – где может
трудиться и работать и один рабочий, и тысячи.
Корр: И вот ситуация - человек недавно приехал в Страну, языка не знает, находит этот банкетный зал для торжеств, скажем, договорился с хозяином и выходит на работу.
3
И как развиваются события в смысле мивтахим?
Хагай: Смотри: сегодня мивтахим связаны, с двумя типами предприятий.
Первые это те производства, у которых есть общее(типовое)
соглашения (клалиим), если это предприятие входит к примеру в объединение ресторанов и у них с нами есть соглашение общее и все
рестораны или гостиницы что входят в объединение автоматически
участвуют в пенсионном фонде.
Поэтому, если приходит эмигрант и начинает работать, то он автоматически присоединяется к мивтахим.
Есть объединение(корпорации)гаражей, объединение промыш-
ленников, типографий.
Корр: И хозяин обязан объяснить, что это мивтахим челове-
ку, его права и обязанности? Человек ведь не знает иврит...
Хагай: Даже если хозяин, и не объяясняет ему главное, что он
автоматически становится членом пенсионного фонда это уже ему
хорошо.
Представь противоположную ситуацию:
Когда безработный приходит на завод, где хозяин не участ-
вует в пенсионном фонде, но он такой разговорчивый и любезный
что объясняет ему всё подробно... но тот, не состоит в фонде, и
что из этого? Только разговоры.
Корр: Сколько процентов от общего количества работников,
здесь в Хайфе, на Севере Израиля являются членами пенсионного
фонда?
- Приблизительно 90-95 процентов работающих на частных
предприятиях.
А теперь, уважаемый читатель, предлагаю несколько отвлечься от скучных рядов цифр и совершить небольшое путешествие
в пространстве и во времени.
Прежде всего придётся подняться на несколько сот метров
на гору Кармель в Университет, на северо-западных отрогах которой размести-
лась Хайфа, а в сохранившихся до сих пор пещерах с незапамятных
времён живл человек. В том числе, известный персонаж биб-
лейских сказаний Ильи Пророк.
4
Здесь на высоте 500 метров, взирая на промышленную зону Чек Поста Хуцот га Мифрац – Крайот, где и расположены те самые банкетные залы и гаражи и попробуем восстановить мысли наших предков - почему и как
надо помогать слабым и немощным, старикам, детям, инвалидам.
Дизельный автобус Мерседес за каких нибудь полчаса доставляет меня на самую макушку Кармеля(который странным образом так созвучен
Кремлю, особенно, если учесть что в еврейском языке нет
гласных, то гласные совершенно те же), вхожу в здание местного
униерситета. Поднимаясь и опускаясь по многочисленным
лестницам и переходам этого уникального комплекса в тридцать
этажей в высоту и столько же в толщу горы и разговариваю с
доктором этого единственного и уникальнейшего в мире высшего учебного заведения Ихьелем Капланом. Он верующий, ходит в кипе, живёт в Иерусалиме, но приезжает за сто километров на Кармель преподавать древнее еврейское право.
-Итак, в древности, наверное, были какие-то формы общест-
венных учреждений, напоминающие мивтахим.И, кстати, Ихьель это слово есть в Талмуде? Библии?
- Да, конечно, оно означало обет, обязательство, обещан-
ный, заветный берег, более образно - земля обетованная.
- А как община заботилась о престарелых, детях, скажем во
времена царя Соломона, 2500 лет тому назад?